Если вы определились с типом профессии, казалось бы, нужно выбирать конкретную специальность и начинать в ней совершенствоваться. Однако решить, по каким признакам выбирать, не так-то просто.

Как разобраться в требованиях?

Начнем с того, что по факту работодатель требует от специалиста качеств, которые «принадлежат» разным типам профессий, в которых вы только что, казалось бы, сориентировались.

Например, молодой человек хочет выбрать профессию копирайтера – работать со знаками и с художественными образами, и чтобы поменьше общаться с людьми. Ну, не общительный он молодой человек. А вот требования работодателя могут быть такими (читаем на hh.ru): «копирайтер должен уметь грамотно общаться; быть незамкнутым человеком».

Спрашивается, зачем, если задача копирайтера – создавать тексты? Ответ очевиден: работодателю выгодно совмещение в одном специалисте РАЗНЫХ функций и, соответственно, компетенций и качеств.

Часто уже в определении позиции происходит «смешение понятий». На специализированных порталах для поиска работы/сотрудников нередко можно увидеть такие запросы работодателей: «Нашу вакансию можно описать следующими словами: журналист, копирайтер, автор»; «копирайтер-журналист, журналист-редактор»; «журналист-корреспондент, контент-маркетолог (талантливый автор с функционалом журналиста-копирайтера)»; «SMM-копирайтер/ бренд-журналист»; «контент-менеджер, журналист в департамент рекламы» и так далее.

Один и тот же функционал может иметь редактор и контент-менеджер, журналист и райтер, SMM-специалист и PR-менеджер.

Функционал может вообще быть назван «чужим именем». Например, в телекомпании «Первый канал. Всемирная сеть» вакансия промо-продюсера имеет мало отношения к продюсерской деятельности, а предполагает в большей степени работу режиссером монтажа и отчасти сценаристом и редактором промо-роликов.

Классификация для обучения

Если на практике ни по одной специальности набор требований зафиксировать нельзя – в методических целях это сделать просто необходимо.

Все медиатексты так или иначе создаются в результате деятельности специалистов 9 «чистых» профессий. Мы обозначили эти профессии начальной буквой их названия на английском языке:

A – actor (актер), D – director (режиссер), R – reporter (репортер), E – редактор, W – writer (райтер), M – менеджер, P – продюсер, C – cameraman (оператор), T – technical (техническая поддержка).

Это все – чистые типы, а в реальной практике работодателю требуются их функциональные сочетания.

Первые пять профессий имеет смысл объединить в единый комплекс, поскольку в каждой из них результатом труда (профессиональной деятельности) является текст (медиатекст). В наши дни уверенным в своей востребованности может быть только универсал профессионал, обладающий знаниями, умениями и навыками по всем этим пяти профессиям.

Ососбенности каждой из этих пяти профессий определяет профильная знаковая система; более детально знаковая система определяет наборы операций внутри каждой профессии:

A (actor – актер) – естественные знаковые системы  (компетенции + операции)

D (director – режиссер) – образные знаковые системы (компетенции + операции)

R (reporter – корреспондент) – языковые знаковые системы (компетенции + операции)

E (editor* – редактор, монтажер) – системы записи (компетенции + операции)

W (writer – райтер) – кодовые системы (компетенции + операции)

(*функции монтажера действительно в принципе те же, что и у редактора. И не случайно название этих профессий на английском языке совпадает. Логика деятельности у них одна – просто разный формат производимого контента: «текст» и «видео».)

Заданная последовательность в освоении знаковых систем (от простого к сложному) определяет последовательность в освоении отдельных операций по профессиям, то есть процесс обучения в нашей Школе в целом. На последовательность при выборе упражнений кроме последовательности A. – D. – R. – E. – W. влияет также формат медиатекста. Вначале необходимо научить создавать медиатекст в формате «текст + картинка» (комбинирование чужих образцов), затем в формате «видео» (создание по образцам), и только затем – в формате «текст» (создание по образцам). В формате «текст + картинки» автор вполне может использовать «чужие» элементы. В этом случае оригинальный продукт получается за счет уникальной комбинации "готовых" элементов.

Понятно, что для учащихся (особенно младших классов) овладение всеми профессиями – дело не близкого будущего. Однако разные направления подготовки в любом случае должны существовать комплексно, поскольку компетенции надстраиваются одна над другой, в соответствии с принципом преемственности обучения.

В полном объеме парадигма упражнений необходима в основном преподавателю, который должен правильно распределить задания и упражнения в индивидуальном плане каждого учащегося. Подготовка универсала требует исключения «перекоса» в сторону одних функций (соответственно, операций и компетенций) и невнимания к другим.

В конечном счете полный набор функций (должностных обязанностей) должен быть освоен учащимися на практике – в учебно-производственном комплексе Школы медиатекста.

Резюме

Для молодого человека, решившего сделать создание медиатекстов своей профессией, имеет смысл, на наш взгляд, выбрать следующую стратегию:

1. Формировать компетенции во всех профессиях – не только авторско-созидательного блока (A.D.R.E.W.), но и в деятельности продюсера и менеджера, оператора и техподдержки. Необходимо освоить все форматы («текст + картинка», «видео», «текст») и при этом освоить процесс производства медиатекста с разных сторон. Кроме того, знание той или иной специальности изнутри, на основе личного опыта, сделает максимально эффективным профессиональное общение с представителями этих специальностей в будущем. Режиссер сможет качественно взаимодействовать с оператором, райтер – писать «удобные» для режиссера сценарии, репортер будет делать те акценты в сюжетах, которые устанавливает в проекте продюсер, и так далее.

2. Использовать возможности индивидуального плана и адресного подхода в онлайн-обучении. В процессе учебного производства медиатекстов выявить свои реальные предпочтения, интересы, способности. Выбрать профессию, в которой есть желание специализироваться и соответственно выстроить процесс набора компетенций. Наша Школа поможет сделать этот процесс грамотным, методически выверенным: от простого к сложному, от одного типа формата к другому.

3. В учебно-производственном процессе ориентироваться не только на компетенции, но и на базовые производственные операции. Набираясь опыта в этих операциях, овладевать максимально возможным набором профессиональных функций. Став универсалом, человек будет выбирать те предложения работы, которые он захочет (интересные с финансовой, карьерной или творческой стороны), а не те, которые он сможет. Мы сделаем из учащегося Школы универсала – за четыре года обучения и участия в наших проектах.

 

Архитектура текста

Textzone.ru

Ресурс содержит алгоритмы возможных действий при создании медиатекста; определены 40 техник работы с материалом, 100 сценарных ходов, 111 режиссерских приемов, 78 точек сборки состояний, 156 универсальных моделей содержания.

Перейти
Архив материалов
«  Сентябрь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0